Preview

Вестник Северо-Казахстанского Университета им. М. Козыбаева

Расширенный поиск
№ 2 (43) (2019)
Скачать выпуск PDF

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ 

7-21 17
Аннотация

Исследования по изучению первичных процессов почвообразования проводились на отвалах фосфоритового месторождения Кокджон. Огромные территории нарушенных земель, лишенные растительного покрова, являются основной зоной выброса углерода в атмосферу, что приводит к увеличению глобальных изменений в биосфере. Изучение процесса почвообразования на естественно зарастающих участках отвалов месторождений Кокджон показали, что основную часть территории отвала занимают инициальные эмбриоземы. Так, на отвалах месторождения восстановление растительности и почвенного покрова остановилось на первой стадии. Это обусловлено в первую очередь засушливыми условиями данной территории, во вторую очередь неблагоприятными свойствами почвообразующего субстрата (высокая плотность и каменистость). Восстановление биологических свойст инициальных почв показала, что естественное освоение отвалов растениями затрулднено и представлено бедным видовым составом. Микромезофауна представлена коллемболами из родов Isotoma, Onychiurus, Hypogastrura и панцирными клещами (Oribatea) род Zygoribatula в малых количествах и экземплярах. На участке из представителей мезофауны встречаются клопы – солдатики – (Hemiptera), они собираются часто большими скоплениями. Среди мицелиальных грибов преобладали виды – Penicillius, Aspergillius. Наиболее высокие значения численности бактерий, актиномицетов и мицелиальных грибов отмечены в слое 0 – 5 см, с глубиной (5 – 10 см) их количество закономерно снижается.

22-26 17
Аннотация

Одним из основных аспектов возделывания рапса является защита всходов от ранневсходовых вредителей, в частности от крестоцветных блошек. На опытном участке лаборатории защиты растений РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева в 2008 – 2009 и 2011 – 2012 гг. проводили исследования по изучению биологической эффективности различных инсектицидов для защиты всходов рапса. Приведены данные по экономической оценке различных способов защиты рапса ярового от крестоцветных блошек. Предпосевная обработка семян инсектицидными протравителями – эффективная мера защиты рапса от ранневсходовых вредителей. Следует также учесть экологическую безопасность данной меры защиты за счет сохранения полезной энтомофауны, в том числе опылителей, снижения нагрузки на почву, исключения минимум одной наземной обработки инсектицидами, а также уменьшения количества пестицида, вносимого на 1 га поля. Помимо этого, применение такой меры защиты как предпосевная обработка вместо опрыскивания всходов инсектицидами уменьшает сезонную нагрузку на машинно – тракторный парк.

27-33 17
Аннотация

В Северо – Казахстанской области увеличение поголовья сельскохозяйственных животных и неудовлетворительное состояние естественных пастбищ способствуют более активному использованию лесных массивов для выпаса скота, сдерживая тем самым процессы лесовосстановления, что и определило цель наших исследований – дать оценку санитарному состоянию лесов при их временном использовании для выпаса скота. На территориях, где выпасались животные, помимо первичных повреждений, обнаружено так же вторичное повреждение деревьев – поражение гнилью в местах механических повреждений. Для улучшения и сохранения санитарного состояния лесных насаждений территории исследования целесообразны: усиление работ по охране лесов и проведению мероприятий по своевременному обнаружению и предупреждению нарушений правил побочного пользования лесом в рамках лесного законодательства РК; проведение разъяснительной работы с частными владельцами, физическими и юридическими лицами, осуществляющими выпас сельскохозяйственных животных на территориях ГЛФ.

34-38 16
Аннотация

В статье определены базовые общепрофессиональные компетенции, обоснована необходимость практико – ориентированной подготовки студентов в условиях развивающего обучения, с целью формирования основ профессиональной компетентности, необходимой для успешного осуществления профессиональной деятельности. Дано понятие развивающего обучения, задачей которого является создание самостоятельной, инициативной личности, обладающей профессиональным знанием своего предмета, личности, способной применять и использовать новейшие достижения науки и передовой техники, обладающую положительной, созидательной энергией, которая внесет существенный вклад в решение проблемы обеспечения кадрами. Рассмотрены истоки возникновения и формирования понятия развивающего обучения и его влияния на развитие компетенций обучающегося. Сформулированы требования к инновационному дифференцированному учебно – методическому обеспечению для проведения лабораторных практикумов в условиях развивающего обучения и составлены критерии, на основании которых разработаны структура и содержание будущего универсального, разноуровневого методического обеспечения, для проведения лабораторных практикумов по курсу общей физики.

39-43 19
Аннотация

Таежно – аласные экосистемы характеризуются малой биопродуктивностью, низкой напряженностью физико – химических, микробиологических процессов. Замедленными темпами разложения органического вещества, храническим недостатком минерального азота, даже придостаточном содержанием гумуса, оценка состояния почв производится для дальнейшего эффективного применения органических и минеральных удобрений и недопущением экологически опасных концентраций поливных вод. Содержание гумуса в почве составило 1,9 %, что является очень низким показателем. Обеспеченность почвы подвижными формами фосфора высокая, содержание аммиачного азота в почве очень низкое. Анализ водной вытяжки почвы показал, что почвы засолены. Вода минерализована в пределах нормы и годится для полива. Почва участка является плодородной, пригодной для выращивания картофеля и овощных культур. Рекомендуются следующие мероприятия по улучшению плодородия почвы: внесение перепревшего навоза для увеличения гумуса в почве, внесение гипса для снижения засоленности почвы.

44-48 20
Аннотация

В СКГУ на протяжении долгих лет ведётся непрерывная регистрация МСО. В этой связи каждый наблюдательный сезон, с начала июня по август месяц, организуются точки наблюдений с максимально возможным выносом к северу. Для изучения слоистости серебристых облаков используется специально, разработанная программа, позволяющая сравнивать два открытых в одном рабочем окне снимка варьируя площадь перекрытия одного снимка другим. Отслеживая развитие отдельных форм облака, в программе предусмотрено расстановка векторов, связывающих одну и ту же структуру на разных снимках, можно с уверенностью говорить о слоистости наблюдаемого облака. В данной работе приводится пример обработки наблюдательного материала сезона 2018 года, показывающего эффективность предложенного метода по определению слоистости МСО.

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ 

49-52 16
Аннотация

В статье дается анализ полученных знаний и компетенций по теме «LearningandTeachinginHigherEducation» в результате прохождения международной стажировки в New Programmes from North Leadership Centre Newcastle University, GreatBritain. Авторы описывают преимущества использования новых образовательных технологий, методов и приемов в обучении иностранным языкам и в формировании иноязычной компетенции студентов на занятиях. Также, данные технологии помогают преподавателям правильно спланировать свои занятия сучетом этапов прохождения той или иной темы.Они направлены на эффективное изучение словарного запаса, то есть, способствуют формированию иноязычной компетенции студентов вуза. В статье приведены примеры наиболее эффективных методов и приемов, с которыми были ознакомлены в Newcastle University. Самым важным моментом является тот факт, что студенты благоприятно приняли участие в изучении иностранного языка через новые технологии.

53-56 15
Аннотация

Владение иностранным языком является сегодня одним из важных навыков будущего специалиста. Достижение высокого уровня владения иностранным языком невозможно без фундаментальной языковой подготовки в высшей школе. Преподаватели в свою очередь должны владеть разнообразными методами и приемами преподавания иностранных языков. Важно знать новейшие методы преподавания иностранного языка, специальные учебные техники и приемы, чтобы оптимально подобрать тот или иной метод преподавания в соответствии с уровнем знаний, потребностей, интересов студентов. Ведь методы обучения не являются, какими простыми «алгоритмизированной единицами», их рациональное и мотивированное использование на уроках иностранного языка требует креативного подхода со стороны преподавателя, ведь «педагогика является наукой и искусством одновременно, поэтому и подход к выбору методов обучения должна основываться на творчестве педагога». Целью данной статьи является обзор методов и приемов преподавания иностранных языков, целесообразность их применения на занятиях.

57-60 19
Аннотация

В статье рассматривается психологический барьер в качестве основной причины затруднения при обучении иностранному языку на неязыковых специальностях в вузе. Важнейшей компетенцией, которая должна быть у будущего специалиста на этапе вузовского обучения, является формирование стратегии преодоления возникшего психологического барьера. Преодоление психологических барьеров – это внутренняя работа самого студента, связанная с созданием преподавателем условий, способствующих формированию у студентов неязыковых специальностей вуза ценностного отношения к изучаемому предмету. В данной статье описаны проблемы психологического барьера, которые играют большую роль в учебном процессе и способы их преодоления, которые помогут привить студентам ценностное отношение к иностранному языку. Прогресс студента в обучении зависит от его отношения к учебе, от мотивации, которая лежит в основе учебной деятельности. Компетентный преподаватель может использовать на занятиях различные технологии и методы по преодолению психологических барьеров, описанных в данной статье.

61-66 15
Аннотация

Дискурс всегда является сложной в изучении языка. Потому что на дискурс влияют не только языковые аспекты, но и ряд экстралингвистических факторов. В связи с этим многие ученые в области лингвистики посвящают свои исследования дискурсу. Одним из таких выдающихся ученых является русский ученый В.И. Карасик. В статье изложены взгляды В.И. Карасика на коммуникативную лингвистику, дискурс, речевые жанры и коммуникативную тональность.
Его работы серьезно обогатили теорию общения, анализ дискурса, лингвистику текста, теорию речевых жанров. Эта статья, конечно, не претендует на то, чтобы охватить все коммуникативные идеи, высказанные В.И. Карасиком. Темне менее, мы попытаемся проникнуть в его концептуальные идеи касательно дискурса. А также разобрать все его медологические приемы анализа дискурса, которые и сейчас успешно используются в кругу его последователей.

67-72 17
Аннотация

Целью данной статьи является рассмотрение основных особенностей газетного стиля. В статье описываются особенности современного газетного стиля с точки зрения известных ученых. Классификации газетных особенностей (морфологические, лексические и синтаксические; знаковые системы и графические средства) также приведены в нашей работе. Описаны причины актуальности выбранной темы, функции современного газетного дискурса и особенности словарного состава, используемые в газетном стиле. Также приведены теоритические основы понятию газетный стиль и его отличие от других функциональных стилей в английском языке. Статья приводит характеристику элементов присущих к данному стилю, поясняет каждый элемент определенными примерами из Британских СМИ.В заключении,отмечается что газетно – публицистический стиль выполняет функции воздействия и сообщения (информирования). Взаимодействие этих двух функций и определяет употребление слова в публицистике. Функция воздействия, важнейшая для газетно–публицистического стиля, обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть применимы в изучении спецкурсов по социолингвистике, лингвокультурологии, журналистике, лингвостилистике и интерпретации текста. Данная статья также может иметь практическое значение для тех, кто читает английские газеты при изучении английского языка, и особенно для тех, кто может интересоваться особенностями газеты. Представленный материал может дать заинтересованным в этом предмете более глубокое представление о том, что такое газетный стандарт и выразительность, как основы для газетного общения.

73-77 19
Аннотация

Для того, чтобы поддерживать интерес студентов к изучению языка, когда английский не рассматривается как важный фактор для их потребностей, учителя должны найти творческие способы обучения языку и расширить мотивацию студентов к обучению. Изучение английского языка как международного языка имеет большое значение на разных уровнях образования в Казахстане но, к сожалению, большинство студентов не удовлетворены своими способностями на английском языке после изучения его в течение нескольких лет в своей школе. Конечно, есть разные причины для этой проблемы, но одна из причин, которая вызывает беспокойство в этом исследовании является отсутствие мотивации. Наиболее перспективным и эффективным на занятиях по иностранному языку является использование музыкальной ясности, в частности современного популярного песенного материала, в качестве опоры. Выбор современной зарубежной музыки определяется ее познавательной ценностью, адекватным отражением особенностей быта, культуры и быта, образом мышления жителей изучаемых стран. Кроме того, использование музыкального материала на занятиях может усилить мотивационный фактор, создать благоприятный психологический климат на уроках, повышать эффективность изучения грамматики и лексики. Более того, хорошо известно, что когда студент изучает иностранный язык, а затем не использует его в течение нескольких лет, через некоторое время он забывает почти все, кроме нескольких песен, которые он выучил.

78-82 22
Аннотация

В данной статье описываются стилистические приемы как средство усиления прагматического эффекта публичной речи на материале предвыборных речей Дональда Трампа. Главной целью данной статьи было доказать что стилистические приемы оказывают прагматический эффект в ораторской речи. В ходе анализа были использованы такие методы: анализ научной литературы по исследуемой проблеме; обобщение, контент – анализ, выявление риторических средств на примере речевых текстов и их последующий анализ. В ходе анализа речей было выявлено, что такие лексические стилистические приемы как: метафора, эпитет, метонимия и синтаксические приемы как: риторический вопрос, параллелизм, повторение и морфологические как местоимения 1 лица, наречия образа действия, прилагательные в сравнительной и превосходной степени и вводные слова способствовали достижения максимального прагматического эффекта. Результаты исследования могут быть применены в научных лингвистических журналах, а также могут быть использованы для лекций по стилистике на факультетах филологии.

83-91 19
Аннотация

В условиях стремительно развивающейся экономики и информационного общества возникла необходимость в подготовке специалистов, обладающих более широкими профессиональными компетенциями, а именно навыками 21 – го века. В статье рассматриваются разработанные различными авторами классификации навыков 21 – го века, необходимых для подготовки будущих специалистов, которые будут востребованы не только в современном обществе, но также и в будущем. Освещается проблема отбора когнитивных навыков более высокого уровня для обучения студентов в рамках развития базовых навыков владения английским языком. На основе результатов сравнительного анализа основных существующих классификаций автором статьи разработан список навыков 21 – го века, приемлемых для внедрения в учебный процесс в вузе в рамках обучения английскому языку как иностранному. Результаты данного исследования приемлемы для использования в дальнейших научных работах при разработке методов обучения и критериев оценки уровня сформированности навыков 21 – го века и их интеграции в систему образования Казахстана, что способствует повышению конкурентоспособности молодых специалистов на мировом рынке труда.

92-97 18
Аннотация

Объектом исследования в статье являются личное пространство и время человека. Работа посвящена рассмотрению проблемы сохранения личного пространства и времени человеком в условиях доминирования процессов технологизации и цифровизации общества. Анализируется явление цифровизации, ее положительные и отрицательные стороны для человека и общества. С учетом тематики статьи большее внимание уделяется последним сторонам данного феномена. В работе вышеупомянутая проблема рассматривается не только в теоретическом плане, с учетом анализа научных источников и теперешней ситуации развития общества. Предпринимается попытка научного практического анализа категорий личного времени и пространства человека в контексте расширяющейся технологизации общества на материале художественных произведений. Основой для анализа служат научно – фантастические рассказы «The Concentration City» и «Subliminal Man» английского писателя Дж. Г. Балларда. В рассказах иллюстрируются различные типы художественного пространства, анализируются их взаимодействие и противоборство. Личное время рассматривается не просто как основной ресурс человека, а как главный фактор сохранения человеком своей идентичности. На основе содержания рассказов выдвигаются и анализируются возможные негативные последствия процессов технологизации и цифровизации для человека.

98-103 18
Аннотация

В данной статье рассмотрены новшества кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)».
Акцентировано внимание на изменения в налоговой системе. В первую очередь кодекс направлен на развитие малого и среднего бизнеса. В частности, кодекс предусматривает изменение идеологии – теперь она будет направлена на защиту интересов добросовестного налогоплательшика. Также кодекс предусматривает стимулирование для различных секторов экономики и упрощение администрирования. Новшество тудет мативировать самостоятельную уплату налогов.
Налоговое законодательство – это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения. Налоговое законодательство устанавливает основополагающие принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, отмене, порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения, связанные с исполнением налогового обязательства.
Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Налогового Кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено кодексом.

104-109 18
Аннотация

В данной статье автором сделана попытка раскрыть свое видение по основным направлениям статьи Елбасы «Семь граней Великой степи». Показать хронологию становления государственности на древней земле Казахстана, создание кочевой цивилизации посредством одомашнивания лошади. История саков, гуннов, тюрков известна во всемирной истории, и лишь, при Российской Империи и идеологии Компартии СССР великое прошлое Казахстана сознательно умалчивалось. Статья «Семь граней Великой степи» дает возможность объективно раскрыть незаслуженно забытую страницу тюркского мира. Актуальность и содержание в предложенной статье дает необходимую объективную возможность освещения событий на фактических примерах истории кочевых цивилизаций. На основании многих исторических документов, архивных данных, рукописей внешней политики государств западной Европы и Китая, можно осветить изучение прошлого нашей земли и его народа. Статья «Семь граней Великой степи» дает повод для исследователей, ученых историков, без оглядки на цензуру системно изучить и представить поэтапную картину становления государственности на древней земле Казахстана.

110-117 24
Аннотация

В статье рассматривается видение и понимание понятия культурной памяти, представленного в исследованиях западных историков и культурологов, как части исторической памяти и важного фактора и механизма трансляции культурного наследия из поколения в поколение. Память как историко – философское и культурологическое понятие дает необходимую непрерывность культурному наследию, определяет его понимание и восприятие последующими поколениями. Непрерывнoсть культурнoгo рaзвития пoрoждaет единый прoцесс усвoения oбычaев и реaлизaции их в будущей прaктике непoсредственнo в течение жизни. Культурное наследие народов мира входит в мировое культурное наследие.
Мировое культурное наследие – это сокровищнице, которое было дано нам в дар от наших предков. И задача современности заключается в сохранении объекта наследия, его разностороннем изучении и трансляции его по вертикали.
Формирование представления о культурной памяти как важного фактора сохранения и трансляции будущим поколениям культурного представляется необходимым звеном при комплексном изучении влияния национального кода на сохранение своей национальной – самобытной – культуры этноса, государства в рамках процесса глобализации.

118-125 16
Аннотация

Свободная пресса, которая поднимает актуальные проблемы и обсуждает пути их решения, является неотъемлемой частью развитого общества, государства. Внедрение цифровых технологий в казахстанскую прессу привело к переходу в интернет не только для привлечения внимания новой аудитории, использующей гаджет, но и для всех видов бизнеса. Свободные мысли и независимые отзывы перешли со страниц изданий на сайты, блоги и социальные сети. Развитие новых медиа, переход печатных изданий в мультимедийные формы объединили различные технологии передачи информации.
Это усложняло деятельность журналиста. Потому что возникла необходимость одновременного представления одного материала в нескольких формах. Существуют основные проблемы, негативно влияющие на развитие информационного пространства в Казахстане, цифровизацию коммуникаций. К ним относятся зависимость СМИ от государственного заказа, несовершенство правовой базы, неконкурентоспособность казахскоязычной прессы, уменьшение тиража газет. В статье проанализирована новизна цифровых технологий, приведенная в казахскую прессу, проблемы с которыми сталкиваются сегодня.

126-134 30
Аннотация

На трансформацию журналистики влияет цифровизация, то есть технологический фактор и появление глобальной сети интернет. Появление нового канала коммуникации привело к изменениям и в функции журналистики. Технологическая новизна в массовой коммуникации также повлияла на социальную функцию журналистики. Новые технологии стали механизмом, последовательно поднявшим на новый уровень не только средства массовой информации, но и казахстанское общество.
Однако влияние новых коммуникационных технологий не является односторонним. Конфликт новых и традиционных средств сформировал новый подход к ценностям журналистики. Влияние изменений в цифровую эпоху гораздо глубже, чем прежняя журналистика, основанная на материальных, вещевых перевозках. В отличие от предыдущих технологических революций переход истины в виртуальный мир, интерактивность и глобальный характер. На сегодняшний день сменились не только методы распространения информации, но и среда ее пользователей. Казахстанская журналистика, адаптированная к новым условиям, экспериментирует любые виды распространения информации.
В статье проанализирована новизна цифровых технологий, приведенная в казахскую прессу, дана оценка на сегодняшний день.

135-139 15
Аннотация

В эпоху глобализации изучение английского языка представляет собой не только овладение фонетикой, лексикой и грамматикой, но приобщение к культуре англоязычных стран и к мировой культуре в целом. Для реализации этой цели применяются разнообразные методы и приемы. В данной статье рассматривается роль имен собственных в формировании лингвокультурной компетенции на занятиях английского языка у студентов неязыковых факультетов. Имена собственные определяются социальными и историческими факторами развития общества и несут информацию о культуре, психологии, истории, географии, быте изучаемой страны. Применение ономастического материала позволяет углубить знания студентов о культуре англоязычных стран, разнообразить занятия, повысить интерес к предмету, создать на занятии атмосферу сотрудничества. Сопоставляя языковые явления в иностранном и родном языках, студенты углубляют знания не только об иноязычной, но и о родной культуре. В статье показано, каким образом можно включать ономастический материал в учебный процесс в зависимости от изучаемой темы, какие методы и приемы целесообразно применять, какова роль студентов и преподавателя на занятии.

140-147 17
Аннотация

Статистика уровня жизни населения затрагивает личные интересы каждого человека, так как от них зависит благополучие людей их жизненные планы, интересы. Социальные вопросы всегда находятся в центре внимания правительства, органов власти, профсоюзов и общественных организаций. Повышение уровня благосостояния населения способствует развитию экономики, культуры и определяет положение страны в мировом рейтинге развития.
Данное научное исследование призвано дать оценку уровня жизни в различных регионах Казахстана и выявить положение населения Северо – Казахстанской области по основным его показателям. Основным параметром измерения уровня жизни является доход населения. Доходы включают в себя не только заработную плату наемных работников, но и доходы само занятого населения, предпринимателей. Кроме того, в последние годы население стремиться разнообразить источники доходов, чтобы снизить риски потерь в постоянно изменяющихся рыночных условиях. Основным источником информации для исследования послужили официальные статистические данные.

148-156 18
Аннотация

Платёжная система является стратегически важным инструментом по обеспечению экономической безопасности и сохранению национальных интересов страны в условиях цифровой экономики. В статье рассматривается развитие и становление платежной системы Казахстан в разные исторические периоды. Выделены и охарактеризованы три этапа развития национальной платежной системы с момента обретения Казахстаном независимости по настоящее время. Национальным банком Казахстана зарегистрировано двадцать платежных систем, одна из которых является системно – значимой, три признаны значимыми, и шестнадцать относятся к иным платежным системам. Национальный Банк Казахстана, как оператор платежных систем, на постоянной основе работает над их модернизацией в соответствии с последними достижениями технического прогресса. На основе проведенного анализа динамики потоков платежей через платежные системы доказано влияние на рост среднего размера платежа активного развитие рынка электронных платежей. Определены перспективы развития отечественной платёжной системы, позволяющие значительно повысить доступность финансовых услуг.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ 

219-224 15
Аннотация

Информационно – коммуникационные технологии являются неограниченной базой создания информационно – предметной среды для образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. Но лишь одно наличие доступа к Интернет – ресурсам не будет гарантом быстрого и качественного языкового образования. Именно поэтому на современном этапе обучения иностранным языкам, когда используются новейшие Интернет – технологии, возникает острая необходимость в разработке новых учебных Интернет – ресурсов, направленных на комплексное формирование и развитие. ИКТ содержат огромный образовательный потенциал и являются дополнительной возможностью создания информационно – предметной среды обучения. Они способствуют повышению уровня социокультурной компетенции при обучении ИЯ, создавая уникальные условия для ознакомления с культурным разнообразием стран изучаемого языка. Разработка учебных Интернет – ресурсов позволяет совершенно иначе посмотреть на образовательные ресурсы Интернета и воспринимать их как альтернативные. Учебные Интернет – ресурсы также могут быть направлены на развитие иноязычной коммуникативной компетенций всех видов речевой деятельности. Развитие умений, которые достигаются при помощи образовательных Интернет – ресурсов при обучении ИЯ, соответствует требованиям современной высшей школы к обучению иностранным языкам (базовый ИЯ и профессионально–ориентированный ИЯ). Таким образом, применение Интернет – ресурсов в процессе обучения иностранному языку (наравне с печатными изданиями) будет способствовать достижению основных целей обучения ИЯ.

225-229 18
Аннотация

Проблема подтопления талыми водами реки Есиль является крайне важной задачей и требует особого внимания, так как несвоевременная эвакуация населения может привести к гибели людей. Последние годы наблюдается разлив реки Есиль ранее ожидаемого срока, который приносит ущерб населенным пунктам и урон сельскому хозяйству, впоследствии увеличивая финансовые потери. Возникает необходимость разработки новых методов исследования рельефа местности в затопляемых зонах, чтобы эти методы позволили увидеть более точную картину предполагаемого подтопления до наступления чрезвычайной ситуации, с возможностью предупреждения последствий: человеческих, финансовых, сельско – хозяйственных потерь. Для более точного прогнозирования предлагается использование программ Agisoft PhotoScan, ГИС Спутник, для построения подробного высотного картирования зон подтопления талыми водами реки Есиль.

230-235 16
Аннотация

Вода наиболее распространённое вещество «нашего» мира, однако её свойства до конца до сих пор не изучены. В лаборатории наноструктурирования жидких сред при Северо-Казахстанском государственном университете им. М. Козыбаева проводится эксперимент по определению электропроводности разных образцов воды. В данной работе представлены результаты исследований электропроводности двух видов воды: проточной и кипяченной. Эксперимент был повторён с уменьшением времени остывания термически обработанной воды, что бы исключить воздействие микроорганизмов на состав воды. В ходе эксперимента было обнаружено, что электропроводность кипяченной воды выше электропроводности проточной воды. Результаты измерений могут послужить доказательством существования теории о возникновении не полярных монокластерных структур в объеме воды под воздействием внешнего избыточного давления.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

157-160 15
Аннотация

Ситуация социального неблагополучия, нестабильности, характерная для современной молодежи, порождает глубокие кризисные изменения в жизни людей, предъявляя повышенные требования к их жизнестойкости. Попадая в сложные жизненные ситуации, сталкиваясь с изменяющимися и противоречивыми идеями и ценностями, молодые люди находят решение проблем в получении эйфории за счет употребления психоактивных веществ, либо же применяют нехимические способы (длительное проведение в виртуальном мире, ставки на спорт, религия). С целью предотвращения вовлечения молодых людей в деструктивную психологическую зависимость, разрабатываются различного рода профилактические программы, однако их эффективность на данный момент находится на невысоком уровне.
Предметом рассмотрения данной статьи является проблема проведения профилактикой работы. Рассмотрены и указаны основные недостатки имеющихся программ профилактики. Также в статье описаны основные направления деятельности профилактики вовлечения молодежи в психологическую зависимость, включенные в профилактическую программ, разработанную авторами представленной научной статьи.

161-165 17
Аннотация

Статья посвящена вопросам формирования интереса к занятиям физической культурой, физкультурно – спортивной деятельности вуза в условиях студенческой жизнедеятельности. Автор подробно останавливается на раскрытии понятий спортивной и физкультурно – оздоровительной терминологии.
Конечной исследовательской целью является физическое совершенство, которое предполагает высокий уровень физического состояния, физического развития. Физическое состояние оценивается по сумме показателей физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности личности.
Автор, характеризует физическое развитие по морфологическим показателям, как рост, вес, окружность груди, развитие мышечной системы, а также жизненная емкость легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила, гибкость и др. Уровень физического развития определялся по данным внешнего осмотра и антропометрическим показателям.
По завершению статьи, автор приходит к выводу, что система физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Республики Казахстан.

166-170 19
Аннотация

В статье рассматриваются теоретические основы управления тренировочным процессом девушек прыгуний в тройном прыжке. Также идет сопоставление индивидуальных показателей соревновательной деятельности, с параметрами подготовленности по модельным характеристикам. Основу обобщенной и разработанной системы управления специальной физической и технической подготовки прыгуний в тройном прыжке составляет разработка тренировочных программ на различных этапах круглогодичной подготовки с помощью средств и методов комплексного контроля, корректирующих тренировочных программ. Тройной прыжок как скоростно – силовой вид легкой атлетики предъявляет самые высокие требования к физической подготовленности спортсменов.
Для того, чтобы эффективно управлять тренировочным процессом в тройном прыжке у женщин, необходима точная количественная информация, отражающая все основные стороны этого процесса. Технология управления подготовкой прыгуний тройным прыжком на основе модельных характеристик и нормативных показателей технико – физической подготовленности повысит точность управляющих и корректирующих тренировочных воздействий на эффективность подготовки прыгуний в тройном прыжке. Даны практические рекомендации по управлению технической и физической подготовленности спортсменок.

171-176 16
Аннотация

В статье рассматривается методы внедрения и практика использования информационных технологий в образовательный процесс, при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Никакие современные программы не заменят настоящего учителя и поэтому, чтобы руководить диалогом «компьютер – ученик», учителю необходимо овладеть методикой учебного процесса с применением как возможностей любого компьютера, так и интерактивной доски, так и любых других информационных технологий, дабы активизировать учебный процесс, повысить мотивацию, улучшить качество знаний, создать положительный эмоциональный настрой ученика к учёбе. Основные задачи преподавателя – заинтересовать в своём деле и привить определённые знания и навыки – получают максимальную реализацию при индивидуальном подходе и в условиях игровой атмосферы. Наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно – образовательной среды. Использование компьютерных технологий позволяет направить учебный процесс в более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

177-182 18
Аннотация

В статье рассматриваются практические аспекты использования асан фитнес – йоги, взятых из хатха – йоги, в системе физического воспитания студентов вуза. В процессе исследования были выявлены наиболее эффективные асаны фитнес – йоги для укрепления опорно – двигательного аппарата студентов и разработаны рекомендации по правильному выполнению асан фитнес – йоги. Описана методика занятий с элементами фитнес – йоги, которая может эффективно применяться в учебном процессе по физическому воспитанию.
Как показывает практика, комплексы упражнений фитнес – йоги в различных вариациях можно применять на протяжении всего практического занятия: в подготовительной части – в качестве разминки; в основной – в качестве подводящих упражнений; в заключительной – в качестве упражнений на расслабление.
Комплекс асан для укрепления мускулатуры дает дополнительную защиту суставам и связкам. Хорошо развитая мускулатура спины и живота укрепляет позвоночник и положительно влияет на опорно – двигательный аппарат.

183-190 15
Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза. Для решения исследуемой проблемы были разработаны основные критерии и показатели, реализующие развитие данной компетентности. Статья раскрывает содержание таких ключевых понятий как коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативные способности. Исследование, описываемые в статье, проводилось с использованием таких методик как: Общеевропейские компетенции владения иностранным языком, тест коммуникативных умений А.А. Карелина, тест на определение уровня коммуникативных способностей. Авторами представлена обобщенная характеристика структуры коммуникативной компетентности студентов вуза. В качестве решения этой задачи авторы предлагают использование технологий интерактивного обучения, способствующие иноязычной коммуникативной компетентности студентов.

191-194 21
Аннотация

Учебно – воспитательный процесс отличается своей многогранностью и многоуровневостью. Плавание, является одним из наиболее популярных видов спорта среди студенческой молодежи, оно же считается наиболее эффективным средством оздоровления. Воспитание нравственности является общепедагогической задачей по становлению гармонично развитой личности. Систематические занятия плаванием способствуют сохранению и укреплению здоровья, содействуют правильному формированию организма и всестороннему развитию, повышают работоспособность студентов. Занятия плаванием являются отличным средством борьбы с простудными заболеваниями. Социометрия является широко распространенным методом исследования взаимоотношений в коллективе. Мотивационная сфера является одной из важных сторон личности человека. Специальная психологическая подготовка пловцов для участия в соревнованиях – это определенная система взаимосвязанных звеньев. Процесс подготовки учитывает особенности темперамента пловца.

195-202 19
Аннотация

В данной статье рассматривается учебно – тренировочный процесс подготовки спортсменов занимающихся керлингом на примере команды «Север». В кёрлинге, в отличие от других спортивных игр, отсутствуют какие – либо специальные технические приемы или тактические взаимодействия игроков, направленные на овладение предметом игры (например, мячом в футболе или баскетболе), создание помехи для его движения (постановка блока в волейболе), или связанные с воздействием на игрока соперника (силовой прием в хоккее). Одновременно с этим, нельзя обнаружить и специальные технико – тактические действия, направленные на преодоление сопротивления соперника с целью получения зачетных очков. В этой спортивной игре реализация тактической задачи как по завоеванию очков, так и по противодействию попытке соперника получить данные очки достигается посредством стандартного розыгрыша со строгой регламентацией функций и последовательности действий игроков.
Таким образом, признак тактической направленности при стандартно выполняемом розыгрыше камня является определяющим для разделения командных тактических действий в кёрлинге на действия с атакующей направленностью и действия с защитной направленностью. При этом под действиями с атакующей направленностью понимают действия команды, нацеленные на выигрыш энда (как самостоятельной части игры) и на получение наибольшего количества очков по его результатам.

203-208 15
Аннотация

Плавание, является одним из наиболее популярных видов спорта среди студенческой молодежи, оно считается наиболее эффективным средством оздоровления. Общеизвестно его широкое влияние на функциональные системы организма. Систематические занятия плаванием способствуют сохранению и укреплению здоровья, содействуют правильному формированию организма, повышают работоспособность студентов. Занятия плаванием являются отличным средством борьбы с простудными заболеваниями. Даже само пребывание в воде, а тем более, выполнение в ней хотя бы самых простых упражнений является раздражителем, стимулирующим активизацию физиологических процессов всего организма, развитие его приспособительных реакций. В статье представлены результаты изучения плавательной подготовленности студентов специальностей «Педагогика и методика начального обучения» «Дошкольное обучение и и воспитание» «СКГУ им. М. Козыбаева», г. Петропавловска, Северо – Казахстанской области. Основным показателем подготовленности являлась эффективность технических навыков пловца. Для ее оценки использовалось визуальное сопоставление преподавателем – тренером движений пловца с общепринятыми требованиями рациональной техники спортивных способов плавания.

209-213 17
Аннотация

Положительные изменения в школе зависят от профессионального саморазвития и самореализации педагогических работников. В ответ на вызовы Четвертой промышленной революции, в системе образования необходимо развитие человеческого капитала. Для профессиональной самореализации важно, чтобы педагог обладал способностью управлять собственным образованием, имел четкое представление о требуемых исследовательских компетенциях на уровне ценностей, представлений и практической деятельности. Педагогу также следует самостоятельно исследовать каждодневную профессиональную деятельность для ее последующей коррекции. Большое значение авторы придают профессиональному саморазвитию и самореализации на основе открытого диалога педагогов в образовательном пространстве. Диалогическое общение педагогов в образовательном пространстве становится базовым компонентом профессиональной самореализации. В статье раскрывается актуальность мотивации педагогов: к непрерывному учению, к развитию исследовательских компетенций, к развитию готовности к трансляции собственного опыта, к формированию умения конструировать собственные маршруты в послевузовском образовании.

214-218 17
Аннотация

Полиатлон – как вид спорта направлен на всестороннюю физическую и техническую подготовку человека. Это создает хороший фундамент для формирования новых, более сложных и не характерных для повседневной деятельности двигательных умений и навыков.
В данной статье рассмотривается значение занятий полиатлоном в разностороннем физическом развитие и формировании професиональны копетенций студентов бакалавров, образовательной программы физическая культура и спорт. Проведен анализ и сравнение результатов обучения по дисциплинам учебного плана, а также результатов всех видов педагогических практик, между студентами спортивной секции полиатлона и студентами занимающимися другими видами спорта, а также не определившихся со спортивной специализацией. Отмечено, что у спортсменов большинства спортивных специализаций наблюдается ярко выраженная узкая физическая подготовленность, в ущерб общей, что влечет за собой возникновение сложностей в освоении всех дисциплин образовательной программы физическая культура и спорт.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-6977 (Print)