Preview

Вестник Северо-Казахстанского Университета им. М. Козыбаева

Расширенный поиск
№ 2 (54) (2022)
Скачать выпуск PDF

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ 

7-16 59
Аннотация

В данной статье представлен метод расчета энергий значений множества электронно-нейтральных атомов. В этом случае существенный вклад в энергию вносит взаимодействие электронов, отличных от кулоновской связи ядра. Эти взаимодействия обеспечиваются введением теории возбудимости в рамках статистической модели Томаса-Ферми. Между иных способов для систем, состоящих из большущего количества схожих частиц, весомую роль играет статистический способ, базирующийся на статистической модели Томаса — Ферми атома. Данный способ (Э. Ферми, Л. Томас, 1927) реализован на том, собственно что в многоэлектронных электронах основная масса электронов имеют сравнительно гигантские квантовые количества.

В данном случае применяется квазиклассическое приближение. В следствие этого мы можем использовать понятие «ячейки в фазовом пространстве» к состоянию отдельных электронов атома. Данная модель разрабатывалась исследователями в направление долговременного времени и доведена до непротиворечивой, завершенной доктрине, свободной от дефектов прошлых моделей, например, собственно что район ее использования важно обширнее, чем начальная доктрина Томаса-Ферми.

17-24 44
Аннотация

В результате работы изучено влияние полифункционального модификатора олиго (резорцинфенилфосфата) и дисперсного минерального наполнителя диорита с концевыми фенильными группами на физико-химические и деформационно-прочностные свойства эпоксидных композитов. Доказана эффективность использования диоритового эпоксида в качестве активного наполнителя полимера. Доказана эффективность использования диорита в качестве активного наполнителя в эпоксидных полимерах, повышающего прочность и изменяющего физико-химические свойства эпоксидных композитов. Подобран оптимальный состав диорита в качестве структурной добавки и наполнителя в составе эпоксидного композита (по массе 0,1 и 50 частей), упрочняющего эпоксидный диоритовый композит. Установлено, что добавка диорита в эпоксидную композицию приводит к повышению жаропрочности Вика со 132ºС до 140-188ºС и повышает термостойкость эпоксидного композита, что выражается в смещении исходной деградация. Кроме того, термическое разложение композита увеличивает выход углеродных структур (с 54 до 70-77% по массе), предотвращает попадание продуктов пиролиза в газовую фазу, что приводит к снижению его горючести. Эффективность функционализации поверхности диорита доказана с помощью APTES, который обеспечивает химическое взаимодействие на границе полимерная матрица/наполнитель, а также предотвращает агрегацию частиц диорита.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

25-33 46
Аннотация

Статья посвящена описанию и применению новой технологии обучения “Flipped Classroom” или “Перевернутый Класс”. Рассматривается вопрос изменений в образовательном процессе, в преподавании с учётом изменения характеристик учеников, качеств учителей, ресурсов и самой методики преподавания, способствующих развитию образовательной мотивации учеников. Показаны возможности предоставления ученикам свободы выбора, когда, где и в каком ритме обучаться, последовательности и уровня сложности изучаемого материала. В статье раскрываются особенности работы учителя и ученика, повышающие действенность методологии “Flipped Classroom”, представлены фазы обмена ролями учителя и ученика, приведены модели применения представленной технологии (в классе и дома) в образовательном процессе. Обсуждена эффективность модели “Перевёрнутого Класса”, её преимущества и недостатки по сравнению с традиционным методом обучения.

34-39 45
Аннотация

Формирование субъекта межкультурной коммуникации одна из задач компетентностного подхода в деле подготовки преподавателя английского языка. Поэтому, с целью поиска решений в данном направлении, в этой статье предлагается применение одного из методов Тектологии: всеобщей организационной науки (далее – тектология), а именно «ингрессии». Вместе с тем, данная статься опирается на выводы, сделанные автором тектологии А.Богдановым, касательно вопроса возникновения языка в процессе эволюции человека.

Теоретическая часть статьи охватывает исследования преподавателей английского языка из разных стран, чьи методы были наиболее близки к выдвигаемой гипотезе. Для практической проверки гипотезы был проведен опрос среди практикующих преподавателей английского языка, в результате которого выдвигаемые положения получили свое подтверждение.

40-49 44
Аннотация

В статье рассмотрены некоторые методические аспекты обучения учащихся школ решению стереометрических задач, связанных с геометрическими телами. Стереометрические задачи на многогранники и тела вращения изучаются в последних разделах программы старших классов по геометрии и считаются одной из наиболее важных тем для учащихся естественно-математического направления и профильных классов. Произведен анализ условий, приводящих к неспособности учащихся решать стереометрические задачи на ЕНТ (слабые теоретические знания, частота однотипных задач в школьном учебнике) и вызывающие затруднения при решении сререометрических задач (слаборазвитая способность пространственного воображения). Приведены результаты анкетирования учащихся и анализ ответов, в которых установлено, что во время подготовки к ЕНТ мало времени отводится или вообще не выделяется на решение задач стереометрии. Использование наглядных пособий, мультимедийных технологий на занятиях по обучению решению стереометрических задач, совершенствованию пространственного воображения и развитию навыков решения задач, а также рассмотрение различных методов решения задач показали общее положительное восприятие изучению методов решения задач.

50-55 43
Аннотация

В данной статье показано, как эффективно использовать технологию критического мышления при обучении английскому языку студентов-медиков. В статье анализируются определения технологии критического мышления зарубежными и отечественными учеными. Кроме того, проанализированы результаты пятиэтапных упражнений на развитие критического мышления студентов медицинских специальностей, основанных на таксономии Блума.

56-60 40
Аннотация

В данной статье рассмотрены ключевые профессиональные компетенции: коммуникативная и организаторская. Изучена сущностная характеристика, структура и взаимозависимость указанных компетенций. Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого являлось определение уровня сформированности коммуникативных и организаторских компетенций у студентов по направлению «Педагогические науки».

61-67 36
Аннотация

В данной статье говорится о приеме «дебаты», который можно использовать для развития умений речевого взаимодействия по иностранному языку. Прием «дебаты» может применяться на занятиях со студентами, так как он актуален и эффективен. Ориентируясь на свой опыт, мы можем сказать, что прием помогает мотивировать студентов на дальнейшее изучение иностранного языка. Прием «дебаты» способствует достижению успешной коммуникации между участниками, которые вовлечены в процесс обсуждения, а также повышению интереса студентов в изучении предмета. При обучении речевому взаимодействию студентов на занятиях по иностранному языку прием «дебаты» прежде всего, формирует у них все четыре основных языковых коммуникативных умения: чтение, говорение, письмо и аудирование. О дебатах можно сказать, что это своеобразная технология для обучения говорению учащихся на иностранном языке и своеобразная игра одновременно, задачей которой является доказать выбранную точку зрения. В ходе обучения иностранному языку является допустимым применять дебаты для вовлечения в работу всей группы. Прием «дебаты» можно использовать в целях систематизации, обобщения, закрепления учебного материала и в качестве контрольного говорения. Исходя из личного опыта, хочется отметить, что различные форматы дебатов продуктивны на занятиях по иностранному языку и приносят хорошие результаты в коммуникации студентов. Кроме того, дебаты приучают студентов к адекватному использованию языковых клише в публичных выступлениях. А самое главное, что он помогает мотивировать студентов на дальнейшее изучение иностранного языка и отслеживать обратную связь.

12
Аннотация

Аннотация

В данной статье рассмотрены ключевые профессиональные компетенции: коммуникативная и организаторская. Изучена сущностная характеристика, структура и взаимозависимость указанных компетенций. Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого являлось определение уровня сформированности коммуникативных и организаторских компетенций у студентов по направлению «Педагогические науки».

 

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ 

68-72 41
Аннотация

При современном уровне развития Вооруженных сил особое значение приобретает человеческий фактор, поскольку между людьми, а именно военнослужащими, в любом случае формируются межличностные отношения. Целью статьи является исследование ряда актуальных проблем психологии межличностных отношений военнослужащих. В статье рассматривается проблема взаимоотношений в воинском коллективе с учетом целей и задач, стоящих перед ним и его социальных функций; анализируются типы межличностного взаимодействия и формы взаимоотношений военнослужащих. Разработаны практические рекомендации, которые направлены на улучшение межличностных отношений воинского коллектива и повышение успешности выполнения служебных задач.

73-79 47
Аннотация

Экономика многих стран пострадала от пандемии коронавируса в 2020-2021 году. Разрушились международные, производственные, культурные и социальные связи между странами и людьми. Чем слабее была экономика до появления вируса, тем тяжелее оказались последствия для государства. Силы мирового сообщества были брошены на борьбу с общей проблемой. Приходилось в срочном порядке строить новые больничные комплексы, обеспечивать медицинский персонал индивидуальными средствами защиты, не имеющими аналогов ранее, разрабатывать новые вакцины для борьбы с вирусом. Многие предприятия оказались на грани банкротства или вынуждены были закрыться. Очень сильно пострадали такие отрасли как туризм, образование, сфера услуг, торговля, предприятия общественного питания и другие. Государства оказывали всяческую поддержку физическим и юридическим лицам. Осуществлялась прямая финансовая помощь людям и косвенная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса. Одной из наиболее пострадавших отраслей являлась сфера образования. Уровень знаний и компетенций учащихся значительно снизился, и потребуется не мало вложений, чтобы восстановить упущенное. Проблема дистанционного образования показала, что в Казахстане пока нет возможности полноценной замены стандартным формам обучения. Необходимо на государственном уровне вести разработки новых способов и приемов обучения, которые бы позволили улучшить качество обучения и контроля успеваемости. Это потребует дополнительных инвестиций в науку и образование, но позволит казахстанским выпускникам конкурировать на международном рынке труда.

80-89 47
Аннотация

Данная статья посвящена жизни и деятельности крупного ученого-правоведа, сыгравшего важную роль в развитии ханафитской школы, известной как Шамсу аль-Аимма ас-Сарахси, прославившийся своим умом и знаниями и который был одним из сильнейших ученых Ханафитского мазхаба. В статье анализируется жизненный путь имама Сарахси, ученого-правоведа, родившегося в 400 году хиджры в городе Серахс, на современной границе Туркменистана и Ирана. Даются исторические определения, описываются его переживания от юности до смерти, его становление как ученого и имама, а также используемые при изучении правовые методы, теоретические и правовые вопросы истории распространения, становления и развития Ханафитской школы в эпоху Караханидов. Актуальность становления и развития исламской и ханафитской юриспруденции в караханидскую эпоху определяется необходимостью изучения ученых, внесших свой вклад в развитие института юриспруденции в регионе. В статье также описываются ценные труды Сарахси, который он написал во время его заключения в Узкенте и дается краткий обзор научных трудов ученого. Например, его книга "аль-Мабсут" которая состоит из тридцати томов, является одной из основных книг Ханафитского мазхаба.

90-97 42
Аннотация

В статье описаны основные традиционные и современные методы подбора персонала, изучены особенности найма в национальных компаниях Казахстана, раскрыты актуальные проблемы рекрутинга и предложены пути их решения.

98-103 42
Аннотация

В статье дается научный обзор процесса формирования стереотипов и их перепроизводства в материалах СМИ. Поскольку СМИ имеют функцию, которая может способствовать формированию общественного мнения посредством распространения информации, они также могут формировать стереотипы, связанные с определенной темой в обществе. Здесь на первый план выходит проблема объективного распространения информации и медиаграмотности. Тем не менее, некоторые медиа специалисты в информационных материалах воссоздают «стереотипы», которые сложились в обществе и по сей день, и вновь представляют их аудитории. А этот процесс напрямую влияет на жизнеспособность негативных стереотипов. В то же время, когда СМИ допускают явление воспроизводства негативных стереотипов при распространении информации, у большинства людей есть вероятность, что этот процесс станет нормой. При этом специалисты СМИ не должны влиять на формирование негативной картины того или иного явления в обществе посредством распространения новостей.

104-109 38
Аннотация

В данной статье представлен теоретический анализ влияния экстремальных условий на поведение военнослужащих, а также зависимость поведения от личности сотрудников и результаты экспериментальных исследований готовности военнослужащих к экстремальным ситуациям и копингмеханизмов поведения в условиях эти ситуации.

10
Аннотация

В статье описаны основные традиционные и современные методы подбора персонала, изучены особенности найма в национальных компаниях Казахстана, раскрыты актуальные проблемы рекрутинга и предложены пути их решения.

14
Аннотация

Экономика многих стран пострадала от пандемии коронавируса в 2020-2021 году. Разрушились международные, производственные, культурные и социальные связи между странами и людьми. Чем слабее была экономика до появления вируса, тем тяжелее оказались последствия для государства. Силы мирового сообщества были брошены на борьбу с общей проблемой. Приходилось в срочном порядке строить новые больничные комплексы, обеспечивать медицинский персонал индивидуальными средствами защиты, не имеющими аналогов ранее, разрабатывать новые вакцины для борьбы с вирусом. Многие предприятия оказались на грани банкротства или вынуждены были закрыться. Очень сильно пострадали такие отрасли как туризм, образование, сфера услуг, торговля, предприятия общественного питания и другие. Государства оказывали всяческую поддержку физическим и юридическим лицам. Осуществлялась прямая финансовая помощь людям и косвенная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса. Одной из наиболее пострадавших отраслей являлась сфера образования. Уровень знаний и компетенций учащихся значительно снизился, и потребуется не мало вложений, чтобы восстановить упущенное. Проблема дистанционного образования показала, что в Казахстане пока нет возможности полноценной замены стандартным формам обучения. Необходимо на государственном уровне вести разработки новых способов и приемов обучения, которые бы позволили улучшить качество обучения и контроля успеваемости. Это потребует дополнительных инвестиций в науку и образование, но позволит казахстанским выпускникам конкурировать на международном рынке труда.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ 

110-118 41
Аннотация

Повышение урожайности пшеницы путем улучшения ее генотипа является одной из актуальнейших проблем сельского хозяйства и народного хозяйства. В настоящее время использование традиционны х методов селекции и результатов генетических исследований, таких как проведение насыщающих скрещиваний, дистанционная гибридизация и экспериментальный мутагенез, повышает эффективность получения генетически модифицированных и обогащенных форм пшеницы. В полевых и контролируемых лабораторных условиях изучено влияние ПАВ на наследуемые признаки 10 сортов яровой мягкой пшеницы. После обработки семян пшеницы водным раствором ПАВ (0,1%) наблюдались наследственные изменения, проявляющиеся в появлении в М1, М2, F2 и ВС1 высокорослых, мощных растений с продуктивной кустистостью и различными морфологическими признаками, отличающимися из исходных сортов. Действие ПАВ проявляется на морфологических признаках растений: кустистость, курчавость стебля, антоциановая окраска. В процессе мейоза наблюдали веретено деления метафазной пластинки, слияние хромосом в ИМ, наличие пустых (стерильных) клеток в мейозе АИ и АII. Признаки измененных форм стабильно передаются в поколении М2.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ 

119-127 46
Аннотация

В настоящее время получили развитие работы по увеличению индикаторного к.п.д. за счет снижения теплоотдачи в стенки камеры сгорания. Одним из способов уменьшения теплоотдачи является повышение термического сопротивления деталей, образующих, камеру сгорания. Для этого на воспринимающие поверхности деталей наносят теплозащитные покрытия или изготавливают их целиком из керамических материалов. Исследования по применению покрытий повышенного термического сопротивления, толщиной до 3,5 мм, проведенные на дизелях с различными базовыми размерами (D и S) и разными уровнями форсировки показали, что такие покрытия могут быть использованы для значительного снижения теплоотвода из камеры сгорания дизеля, то есть для изготовления дизеля с уменьшенными тепловыми потерями.

Однако установлены, в основном, для покрытий, толщина которых не превышает 0,35 мм. При увеличении толщины покрытия усиливается его воздействие на протекание рабочего процесса и процессов теплообмена. Не установлены также пределы возможного повышения индикаторного к.п.д. при использовании теплозащитных покрытий. Поэтому изучение закономерностей теплового взаимодействия тепловоспринимающей поверхности покрытия повышенного термического сопротивления и рабочего тела, а также выявление условий, при которых может быть получен максимальный эффект от использования покрытий является сложной и актуальной задачей.

128-137 33
Аннотация

В данной статье рассматривается конструкция распространения инфекционных заболеваний. По последним данным изучена самой распространенной эпидемии в мире точнось и роль распространения коронавируса,а также информационных продуктов, играющих в ней ключевую роль. На основании официальных данных был проведен анализ проекта. В результате была отмечена важность информационных технологий в распространение тысяч видов инфекционных заболеваний. Рассмотрены методы, которые можно использовать для точного и аккуратного ведения системы проектирования информационных технологий. Процесс исследования изучался на основе формул расчета прогнозов. В связи с этим следует отметить, что COVID-19 обеспечил бурное развитие информационных продуктов. В результате этой работы были изучены практически все широко используемые методы.

138-146 49
Аннотация

Был разработан алгоритм и написана программа на языке программирования JavaScript определяющая время охлаждения помещений до 0оС при выключении отопления в зимний период. Алгоритм расчета учитывает потери тепловой энергии через наружные стены и окна через процессы конвективного и лучевого теплообмена. Расчеты проводились для кирпичных элитных и стандартных сталинских и хрущевских домов. При проведении расчетов было выявлено, что в центральных помещениях кирпичных сталинских и хрущевских домов время достижения температуры 0оС при выключении отопления зимой увеличивается на несколько часов при замене стандартных однокамерных стеклопакетов (общая толщина стеклопакета составляет 24 мм) на стандартные двухкамерные стеклопакеты такой же толщины. Также расчеты показали, что в угловых помещениях кирпичных домов замена стандартных однокамерных стеклопакетов на стандартные двухкамерные стеклопакеты общей толщиной 24 мм практически не приводит к увеличению времени охлаждения помещений до 0оС. Если же в угловых помещениях устанавливаются двухкамерные стеклопакеты общей толщиной 44 мм (в данных стеклопакетах ширина воздушного промежутка между стеклами 16 мм) то в зависимости от типа дома время вымерзания данных помещений увеличивается на 2–3 часа. Также расчеты показали, что установка двухкамерных стеклопакетов общей толщиной 44 мм создает в угловых комнатах больший тепловой эффект, чем закладка бокового окна помещения кирпичом по всей толщине оконного проема.

147-151 34
Аннотация

В данной статье описывается понятие графена и метаматериала, их возможное строение, принцип работы, свойства, основные технологии, а также возможности использования этих материалов в промышленности. Раскрывается актуальность современных материалов в будущем и указаны основные события в истории развития данного типа материалов.

152-156 35
Аннотация

В статье выделены основные этапы процедуры проведения аккредитации испытательной лаборатории на базе кафедры «Транспорт и машиностроение» СКУ им. М.Козыбаева. Подготовка испытательной лаборатории к проведению процедуры аккредитации, подразумевает выполнение ряда обязательных работ, направленных на достижение соответствия испытательной лаборатории установленным критериям аккредитации в соответствии с нормативными документами. Обоснованы перспективные методы развития и совершенствования системы аккредитации испытательной лаборатории (ИЛ). Осуществлен выбор подходов и научных методов исследования проблемы в подготовке документов для аккредитации ИЛ. Проведен глубокий анализ процедуры и правил аккредитации испытательных лабораторий.

8
Аннотация

Был разработан алгоритм и написана программа на языке программирования JavaScript определяющая время охлаждения помещений до 0оС при выключении отопления в зимний период. Алгоритм расчета учитывает потери тепловой энергии через наружные стены и окна через процессы конвективного и лучевого теплообмена. Расчеты проводились для кирпичных элитных и стандартных сталинских и хрущевских домов. При проведении расчетов было выявлено, что в центральных помещениях кирпичных сталинских и хрущевских домов время достижения температуры 0оС при выключении отопления зимой увеличивается на несколько часов при замене стандартных однокамерных стеклопакетов (общая толщина стеклопакета составляет 24 мм) на стандартные двухкамерные  стеклопакеты  такой же толщины. Также расчеты показали, что в угловых помещениях кирпичных домов замена стандартных однокамерных стеклопакетов на стандартные двухкамерные стеклопакеты общей толщиной 24 мм практически не приводит к увеличению времени охлаждения помещений до 0оС. Если же в угловых помещениях устанавливаются двухкамерные стеклопакеты общей толщиной 44 мм (в данных стеклопакетах ширина воздушного промежутка между стеклами 16мм) то в зависимости от типа дома время вымерзания данных помещений увеличивается на 2 – 3 часа. Также расчеты показали, что установка двухкамерных стеклопакетов общей толщиной 44 мм создает в угловых комнатах больший тепловой эффект, чем закладка бокового окна помещения кирпичом по всей толщине оконного проема.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-6977 (Print)