Preview

Вестник Северо-Казахстанского Университета им. М. Козыбаева

Расширенный поиск

ДИАЛОГОВЫЙ ДИСКУРС И ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются сущностные характеристики дискурса, диалогового дискурса и дискурсивной компетенции. На современном этапе развития методики иноязычного образования формирование дискурсивной компетенции в рамках диалогового дискурса занимает особое место. Диалог превращается из определенного вида общения в диалогический тип культуры, который постоянно развивается и претерпевает некоторые изменения. Поэтому особый интерес для авторов статьи представляет диалоговый дискурс, и описывается методика формирования дискурсивной компетенции в рамках диалогового дискурса с применением коммуникативных ситуаций на практических занятиях по иностранному языку. От уровня сформированности дискурсивной компетенции зависит степень сформированности межкультурно – коммуникативной компетенции студентов, что является на современном этапе развития методической мысли целью иноязычного обучения в Казахстане.

Об авторах

С. М. Медведева
СКГУ им. М. Козыбаева
Казахстан

Петропавловск



О. И. Матьяш
Сиракузский университет
Соединённые Штаты Америки

Сиракузы



Список литературы

1. Концепция иноязычного образования Республики Казахстан. - Алматы: Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана, 2016.

2. Кунанбаева С.С. Концептологические основы когнитивной лингвистики в становлении полиязычной личности. Учебное пособие/Алматы, 2017 - 264 с.

3. Кучеренко О.И. Формирование дискурсивной компетенции в сфере устного общения (Французский язык, неязыковой вуз). Электронный ресурс: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/formirovanie-diskursivnoj-kompetencii-v-sfere-ustnogo-obwenija.html (дата обращения: 12.02.2019).

4. Игбаева Ж.Т. Формирование дискурсивной компетенции у студентов - журналистов на практических занятиях по английскому языку (языковой вуз). Дисс. на соискание учен. степени кан.пед.наук. Алматы, 2010.

5. Амерханова О.О. Формирование дискурсивной компетенции в целях обучения иностранному языку. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-diskursivnoy-kompetentsii-v-tselyah-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 15.01.2019).

6. Менджерицкая Е.О. Когнитивно-дискурсивная парадигма в лингвистике и типология медиадискурса // Коллективная монография «Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке» / Под ред. М.Н. Володиной. — Академический Проект Москва, 2011. — С. 72-79.

7. Мишенева Ю.И. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам // Научно- методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № S8. - С. 31 - 35. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14600.htm. (дата обращения: 16.02.2019).

8. Хохловская О.Г. Диалогический дискурс в лингвокультурологическом аспекте. Автореф. на соискание учен. степени кан. фил. наук. Челябинск, 2006. Электон. ресурс: www.dissercat.com/content/dialogicheskii-diskurs-v-lingvokulturologicheskom-aspekte (дата обращения: 15.01.2019).

9. Селезнева Л.В. Исследования дискурса в современной лингвистике: опыт, направления, проблемы. https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-diskursa-v-sovremennoy-lingvistike-opyt-napravleniya-problemy (дата обращения: 17.01.2019).

10. Арутюнова Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - С. 136-137.

11. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: Структура и динамика / И.Н. Борисова. - Изд. 3-е. - М.: ЛКИ, 2009. - 320 с.

12. Михальская А.К. Лингвопрагматика и риторика ХХ века // Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 433-446.

13. Teun Van Dijk. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage, 1998.

14. Черкашина Т.Т., Винокурова А.И. Текст, диалог, диалогичность, диалогический дискурс: металингвистическая корреляция и классификация терминологических единиц. Эл. ресурс: https://bstudy.net/711060/ekonomika/cherkashina_tekst_dialog_dialogichnost_dialogicheskiy_diskurs_metalingvisticheskaya_korrelyatsiya_klassifika (дата обращения: 20. 01. 2019).

15. Бахтин М.М. Проблема текста// Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 тт. Москва, 1997. Т. 5.

16. Кунанбаева С.С. Теория и практика современного иноязычного образования. - Алматы, 2010 - С. 109 - 112.

17. Кулибаева Д.Н. Инновационная модель формирования международно-стандартных уровней владения иностранным языком в условиях школ международного типа. Алматы, 2002 - 216 с.

18. Лущинская О.В. Дискурсивная компетенция как цель в обучении будущих журналистов- международников иноязычному письменному дискурсу. Электрон. ресурс: http://elib.bsu.by/bitstream/ (дата обращения:10. 02. 2019).

19. Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции// Ин.яз.в шк. - 2002. -№ 3, С. 9 - 13.

20. Де Соссюр Ф. Концепция языка, речи и речевой деятельности. Электрон. ресурс: http://oplib.ru/filosofiya/view/1093312_koncepciya_yazyka_rechi_rechevoy_deyatel_nosti_f_de_sossyura (дата обращения: 12.02.2019).

21. Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. 2-е изд. испр. - Москва: Рус. яз., 1986. - 154 с.

22. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1986. - 218 с.

23. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. - 2-е изд.- М.: ИКАР, 2005. - 250 с.


Для цитирования:


Медведева С.М., Матьяш О.И. ДИАЛОГОВЫЙ ДИСКУРС И ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ. Вестник Северо-Казахстанского Университета им. М. Козыбаева. 2019;(3 (44)):170-178.

For citation:


Medvedeva S., Matyash O. DIALOGUE DISCOURSE AND FORMATION OF DISCURSIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGIC LANGUAGE SPECIALTIES OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION WITH THE USE OF COMMUNICATIVE SITUATIONS. Vestnik of M. Kozybayev North Kazakhstan University. 2019;(3 (44)):170-178. (In Russ.)

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-6977 (Print)