ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВПСИХОЛОГОВ
Аннотация
В сложном обществе, где наблюдается хроническое ухудшение эмоционального здоровья, актуальна проблема развития эмоционального интеллекта обучающихся по направлению 6В01101 «Педагогика и психология».
Проблема обусловлена противоречием между преобладанием когнитивного подхода в образовательном процессе вуза и растущим спросом на знания и компетенции, связанные с эмоциональной саморегуляцией.
В статье представлены материалы исследования в Северо-Казахстанском университете им. М. Козыбаева, цель которого – разработать, обосновать и внедрить программу развития эмоционального интеллекта будущих педагогов-психологов.
Следование методологии научно-педагогического исследования, таким ее методам, как обзор, анализ мировой практики и бенчмаркинг, педагогическое наблюдение, анкетирование и эксперимент, контроль и измерение, позволили получить ряд результатов. Результаты связаны с: 1) установленным влиянием предлагаемой программы на согласованное и конструктивное развитие у обучающихся параметров эмоционального интеллекта, учитывающее особенности профессионально-педагогического становления; 2) уточнением ресурсов эмоционального интеллекта для академических достижений и психологического благополучия студентов; 3) определением наиболее эффективных стратегий эмоциональной саморегуляции в среде профессионального общения.
Научная новизна исследования определяется уточнением профиля эмоционального интеллекта студента вуза и будущего школьного психолога, особенностей проявления профиля в академической среде социально-педагогической коллаборации, а также в среде школьного сообщества.
По результатам исследования сформулирован вывод: Развитие параметров эмоционального интеллекта конструктивно согласовано с формированием профессиональной компетентности педагога и предполагает осознанное и последовательное применение самоуправляемым обучающимся стратегий эмоционального регулирования для педагогического мышления и наращивания личностно-профессиональных качеств.
Об авторах
А. Ж. МурзалиноваКазахстан
Петропавловск
М. Т. Омарова
Казахстан
Петропавловск
А. Н. Айтымова
Казахстан
Петропавловск
Список литературы
1. Лукша П., Кубиста Д., Ласло А., Попович М., Ниненко И. Образование для сложного общества // Доклад Global Education Futures (2014-2017 гг.) Перевод с английского: Agency for International Cooperation [Электрон. ресурс]. - 2018. – URL: http://vcht.center/wpcontent/uploads/2019/06/Obrazovanie-dlya-slozhnogo-obshhestva.pdf.
2. Спенсер-Кейс Д., Лукша П., Кубиста Дж. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. - М.: Московская школа управления СКОЛКОВО и Global Education Futures, 2020, с. 170.
3. Васьбиева Д.Г. К вопросу о современных концепциях эмоционального интеллекта и факторах его формирования и развития у студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. Серия «Педагогические науки» - 2022. - № 4. - С. 5-7.
4. Tuyakova, U., Baizhumanova, B., Mustapaeva, T. et al. Developing emotional intelligence in student teachers in universities. Humanit Soc Sci Commun 9, 155 (2022). https://doi.org/10.1057/s41599-022-01173-w.
5. Бердникова И.А. Эмоциональный интеллект как предиктор психологического благополучия студентов. Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 2022. - с. 24.
6. Antonella D’Amico, Alessandro Geraci. MetaEmotions at School: A Program for Promoting Emotional and MetaEmotional Intelligence at School; a Research-Intervention Study. Educ. Sci. 2022, 12(9), 89; https://doi.org/10.3390/educsci12090589.
7. Панькова А.М., Валиев Р.А., Максимова Л.А., Каримова В.Г., Асташов М.С. Исследование специфики эмоционального интеллекта студентов вузов разных направлений подготовки как условие эффективного взаимодействия в профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России - 2022. - № 2. - С. 131-140.
8. Majeski R., Stover М., Valais T., Ronch J. Fostering emotional intelligence in online higher education courses [Электрон. ресурс]. - 2017. - URL: https://www.researchgate.net/publication/319857027_Fostering_Emotional_Intelligence_in_Online_Higher_Education_Courses.
9. Abdolrezapour P., Granbari N. Emotional-based pedagogy and facilitating EFL learners' perceived flow in online education [Электрон. ресурс]. - 2022. – URL: https://www.researchgate.net/publication/363565495_Emotional_based_pedagogy_and_facilitating_EFL_learners'_perceived_flow_in_online_education.
10. Meng L., Qi, J. The effect of an emotional intelligence intervention on reducing stress and improving communication skills of nursing students [Электронный ресурс]. - 2018. - URL: https://www.researchgate.net/publication/323186489_The_Effect_of_an_Emotional_Intelligence_Intervention_on_Reducing_Stress_and_Improving_Communication_Skills_of_Nursing_Students.
11. Nguyen T., White S., Hall K., Bell R.L., Ballentine, W. Emotional Intelligence and Managerial Communication [Электронный ресурс]. - 2019. - URL: https://doi.org/10.33423/ajm.v19i2.2068.
12. Okwuduba E., Chinaza K., Okigbo C., Nkiru N., Chinwe S. Impact of intrapersonal and interpersonal emotional intelligence and self-directed learning on academic performance among pre-university science students [Электронный ресурс]. - 2021. - URL: https://www.researchgate.net/publication/350516738_Impact_of_intrapersonal_and_interpersonal_emotional_intelligence_and_self-directed_learning_on_academic_performance_among_preuniversity_science_students.
13. Wang N., Young T., Wilhite S.C., Marczyk G. Assessing students' emotional competence in higher education: Development and validation of the widener emotional learning scale // Journal of Psychoeducational Assessment – 2011. - № 29 (1): - 47-62.
14. Maguire R., Egan A., Hyland P., Maguire P. Engaging students emotionally: The role of emotional intelligence in predicting cognitive and affective engagement in higher education // Higher Education Research & Development – 2017. - № 36 (2): 343-357.
15. Radu C. Emotional Intelligence - How do we motivate our students? // Pro-cedia-Social and Behavioral Sciences – 2014. № 141: 271-274.
16. Zysberg L., Orenshtein C., Gimmon E., Robinson R. Emotional intelligence, personality, stress, and burnout among educators // International Journal of Stress Management - 2017. № 24 (S1): 1-16.
17. Об утверждении Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2022 год. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2022 года № 241 / https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000241.
18. Ильин, Е.И. Эмоции и чувства: учеб. для вузов / Е.И. Ильин. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Питер», 2011. - 175 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мурзалинова А.Ж., Омарова М.Т., Айтымова А.Н. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВПСИХОЛОГОВ. Вестник Северо-Казахстанского Университета им. М. Козыбаева. 2021;(4 (52.1)):46-61. https://doi.org/10.54596/2309-6977-2021-4-46-61
For citation:
Murzalinova A.Z., Omarova M.T., Aitymova A.N. EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS. Vestnik of M. Kozybayev North Kazakhstan University. 2021;(4 (52.1)):46-61. (In Kazakh) https://doi.org/10.54596/2309-6977-2021-4-46-61